Почему существует так много различных методов определения времени молитв?

Вопрос компетенции

Большинство мусульман доверяют временам молитв, установленным в местных мечетях. Даже если различные мечети на их улице устанавливают разные времена молитв и поста. Ведь имамы, вероятно, что-то имели в виду при их установке! Однако тот, кто начинает искать ответы, быстро сталкивается с молчаливой стеной. Люди быстро понимают, что ответственность за установку времен молитв перекладывается на других людей и организации. Мало кто получает конкретные ответы о том, как рассчитываются времена молитв. Большинство мечетей не обладают большими знаниями в этом вопросе, как и мусульмане, которые их посещают.

Мы должны задать себе вопрос, почему мы не получаем ответов. Ответ на этот вопрос прост: рассчет времен молитв и методы их определения - это сложная тема, понимание которой могут иметь только астрономы и соответствующие ученые. Имамы и советы мечетей, за редкими исключениями, не обладают профессиональными навыками для обсуждения этих вопросов. Задача муваккида - рассчитать времена молитв и установить правильные методы для определенного места. К сожалению, это знание в наши дни не широко распространено даже среди ученых, потому что муваккид обычно был ученым, астрономом, математиком и конструктором приборов. Он наблюдал, рассчитывал и использовал свои навыки для определения правильных времен молитв. В наше время эта работа в основном поручается министерствам или университетам, которые нанимают астрономов и ученых для этой работы.

Откуда берутся методы расчета?

Некоторые методы происходят от доверенных организаций с профессиональными компетенциями и в основном основаны на методах, которые мусульмане используют сотни лет. Однако есть и методы, которые разработали неспециалисты-мусульмане. В основном они основаны на неверных предположениях и неправильных наблюдениях. Некоторые, например, придумали идею наблюдать рассвет фаджра в регионе, где это не подходит из-за искусственного освещения. Фактически такие необитаемые регионы существуют в Европе, по крайней мере, только на севере Скандинавии. Эти наблюдения создали впечатление, что фаджр начинается на 30 минут или 1 час позже. С этими неверными предположениями молятся сегодня миллионы мусульман в Европе.

Почему наблюдается тенденция к неверным временам молитв в Европе?

Тот, кто приехал из мусульманской страны, знает, что адхан и времена молитв в городе обычно не отличаются. Времена молитв обычно признаются населением как правильные. В этих странах времена считаются умеренными и легко вписываются в повседневную жизнь. Таким образом, нет причин сомневаться в них. В отличие от севера, где из-за географического положения летние ночи намного короче, и фаджр начинается намного раньше, а ишаа - намного позже. Это создает проблемы для многих. Если, например, ишаа должна быть совершена не в 20:40, как в Северной Африке, а в 00:14, то это представляет собой трудности, которые хотелось бы избежать. Поэтому есть тенденция изменять методы так, чтобы время молитвы, например, было установлено на 23:00, хотя настоящий сумерки наступает только в 00:14. Однако это неправильно. Мы не можем просто предположить, что солнце исчезло, и рассчитывать на какой-то результат. Ислам не стремится к усложнению жизни человека. Таким образом, существуют другие способы облегчения, например, объединение магриба и ишаа. Мы не говорим, что ишаа, как в примере, ошибочно на 23:00, мы говорим, что ишаа начинается в 00:14, но мы можем в определенных случаях, как это предписано в Сунне, молить ишаа сразу после магриба и затем совершать сунна-молитвы обоих молитв. Таким образом, каждый может решить, что ему по силам, потому что для одного это трудность, а для другого - нет.

Времена молитв зимой

Некоторые, возможно, уже заметили, что времена молитв зимой отличаются меньше друг от друга или даже идентичны. Времена зимой на севере даже проще, чем на юге. Так, магриб зимой может начаться уже в 16:50, когда на Севере Африки это происходит только в 18:30. Здесь проблема скорее в том, что молитвы следуют друг за другом слишком быстро из-за уменьшения дней. Здесь нет тенденции и преимущества в изменении времен. Однако, к сожалению, некоторые мечети используют методы, которые изменяют время так, как в летний период.

Времена молитв летом

Летом, когда солнце уже не совсем заходит или закат не происходит, существуют различные методы, которые вычисляют искусственное время фаджра и ишаа. В этот период нельзя говорить о однозначно неверных или верных методах. Когда явления, определяющие фаджр или ишаа, исчезают, мы должны использовать математические методы для создания времен. Возможности включают использование времен молитв из южного региона, где времена молитв могут быть рассчитаны в течение всего года. Могут использоваться и другие математические инструменты для расчета времени. Однако мы не можем рассмотреть их здесь, так как эту тему стоит отдельно осветить. Тем не менее, некоторые методы более правильны, чем другие. Например, если известно, что период между фаджром и восходом солнца всегда длиннее, чем период между закатом и ишаа, то это должно отразиться в искусственном времени. К сожалению, не все методы это учитывают, такие методы скорее можно назвать математическими конструкциями.

Времена молитв весной и осенью

Так как времена молитв зимой и летом рассчитываются по разным правилам, то в один день весной и один день осенью происходит смена метода и, следовательно, различные времена молитв с одного дня на другой. Таким образом, когда время молитв, определяемое явлениями, которые определяют фаджр или ишаа, больше не может быть рассчитано, так как они исчезают, прибегают к искусственному методу. Чтобы замаскировать этот переход во временах молитв, большинство методов добавляют запасные минуты. Например: фаджр на 21 апреля начинается в 01:24 и на следующий день больше не появляется. Если на 22 апреля время фаджра больше не может быть рассчитано по явлениям, определяющим фаджр, то вставляется искусственное время, например, 03:14. Для того чтобы не произошел резкий переход от 01:24 к 03:14 с одного дня на другой, уже за 1-2 недели до этого к фаджру добавляют по 5 минут каждый день, так что время на 21 апреля составляет 03:09, и переход от методов к другим маскируется. Проблема заключается в том, что настоящий фаджр все еще существует и подвергается искусственным изменениям. Это становится проблемой для времен поста, так как, согласно методу, после фаджра нужно было бы еще час есть. Скорректировано ли это, я не могу ответить. Однако есть фатвы, которые отвергают это как недействительное. Потому что фаджр должен быть установлен на момент, когда он будет виден на небе. Если некоторые сказали: "Даже если мы видим фаджр, он все еще слишком рано для нас", тогда следует придерживаться того, что является более надежным и соответствует совести.